- Перестаньте считать что сайт делается для вас, это важно!
С этим парадоксом не может справиться большинство клиентов. «Как же так, я плачу деньги! Сайт должен нравиться мне!» Забудьте. Всем плевать, нравится ли ваш сайт вам, вашей жене или отделу вашей компании. Сайт должен нравиться его посетителям. Мнение вашей жены или сестры можно учитывать только в том случае, если вы решили зарабатывать деньги именно на них.
Как выбрать домен, который вам нужен для привлечения покупателей или аудитории сайта
- Составьте письменное описание вашего идеального клиента.
Черт побери, мы вообще не понимаем, как некоторые компании работают и не знают кто покупает их услуги. Помните предыдущий пункт? Как вы планируете определить хороший или плохой сайт если не знаете кому он должен понравиться?
- Не рассчитывайте на то, что сотрудники веб-студий сделают за вас работу маркетингового анализа!
Без шуток. Каждый человек умен в рамках своей компетенции. Я хорошо программирую на PHP, но когда надо побелить стены — дурак дураком. Объясняйте свой бизнес, свою задачу, схему работы, свою специфику. У вас не спрашивают? Всё равно объясняйте. Отказываются слушать? Приходите в офис компании и убивайте по одному программисту, пока менеджер вас не выслушает.
- Запомните: программирование — всего лишь 30% от работы над проектом.
Программистов на рынке сейчас много. Вы легко найдете самых разных. Но вашим клиентам глубоко перпендикулярно, насколько хорошо продумана база данных или архитектура приложения. Тем более, большинство проектов в вебе, с точки зрения программирования, — это относительно простые, типовые вещи. Ваших клиентов может привлечь только грамотная маркетинговая политика в совокупности с продуманным SEO. Задержать их на сайте и обеспечить конверсию может только продуманный интерфейс. Грамотно отразить все нюансы вашего бизнеса в вашем сайте может только опытный аналитик. Никогда. Никогда не заказывайте сайт, пока над вашей концепцией не поработали разноплановые специалисты и не составили эти документы.
- ТЗ без маркетингового анализа, прототипов ВСЕХ интерфейсов, SEO-отчета и подробного, конкретного, недвусмысленного описания каждой функции действительно просто бумажка.
Можете её выкинуть. Почему? Смотрите предыдущий пункт. Более того, вам необходимо смириться со следующими фактами:
Нет, вы не можете сами составить маркетинговый анализ. Даже если вы 20 лет работали маркетологом в «Эльдорадо». У веба своя специфика, вы должны иметь опыт именно в этой сфере.
Нет, вы не можете сами создать прототипы интерфейсов. Хотя бы потому что это групповая работа. В которой обязательно участвуют: технический специалист, дизайнер, менеджер, маркетолог, сео-специалист. Если у вас в группе нет, к примеру, технического специалиста, то вы рискуете разработать интерфейс, реализация которого будет требовать несоразмерно больших денег и усилий.
Нет, вы не можете составить сами SEO-отчет. Впрочем, в этом обычно большинство клиентов не сомневается.
И наконец: нет, вы не можете сами написать ТЗ. Потому что подробное описание для вас, для программиста и для суда (в случае критической ситуации) — это три большие разницы. Короче, прекращайте искать дурные, не работающие способы удешевления проекта и займитесь чем-нибудь полезным.
- Внимательно вычитывайте присылаемую документацию и несите ответственность за ключевые решения.
Бизнес делаете вы. У веб-студии или программиста свой бизнес, со своими законами, которые могут быть не просто отличны, но и противоречить законам вашего. Обязанность веб-студии — предоставить вам информацию, которая содержится в ТЗ и отчетах. А ваша обязанность — принять итоговое решение и донести его до компании-исполнителя. Не забывайте об этом.
Где же счастье?
Счастье наступает тогда, когда вы, потратив деньги, силы и время, будете наблюдать за успешным результатом своих трудов. Потому что ничего не бывает лучше, чем видеть результаты своих усилий.